< Назад

Интересные события каменной отрасли.
Подпишись на телеграмм канал.

Натуральный камень – это целый мир


Натуральный камень – это целый мир. Единожды попав в закулисье камнеобработки, очень немногие люди готовы сменить род деятельности. Могут меняться названия компаний, должностей, имена начальников и подчиненных, числа на зарплатной карте, но камень в нашем сердце навсегда. Мрамор, гранит, оникс, кварцит, полудраги (здесь и далее – натуральный камень) – мы можем ворчать на коллег и придумывать классификации клиентов, можем переживать тяжелые рабочие моменты, но камень мы любим всей душой.

У натурального камня множество нюансов, некоторые из которых не знают даже мастера с 20-летним стажем. Работая с камнем, каждый день мы учимся чему-то новому. Поговорим сегодня о фактурах?

Какой вид обработки камня первым приходит в голову? Верно, это полировка. Зеркальный блеск, отражающий свет и лучи солнца – в этой фактуре любой камень раскрывает всю свою истинную красоту. Но об этом чуть позже, а мир камнеобработки начинается с пилёной фактуры.

После добычи блок поступает на камнеобрабатывающее производство, где при помощи канатных или дисковых станков его распускают на слэбы или полуслэбы. На этом этапе вся полученная продукция имеет пиленую фактуру – на поверхности камня могут остаться следы от инструмента, иногда даже ощущаемые на ощупь.

Пилёный камень крайне редко где-либо применяют – это возможно только в случае очень острой экономии или в случае очень (очень!) больших объемов. Но такое, повторюсь, случается крайне редко.

А вот теперь о полировке. Сделать камень полированным можно с помощью различных шлифовальных инструментов – это могут быть фикерты и франкфурты для станочных мощностей, алмазные гибкие шлифовальные круги и алмазные шлифовальные чашки для ручной обработки, а также многие другие инструменты, выбор которых зависит от типа камня, типа обработки и других факторов. Полировке поддаются все виды натурального камня (за исключением известняков, песчаников, шунгитов и пр).

Самые очевидные сферы применения такой фактуры – фасонные изделия. Столешницы, подоконники, каминная облицовка, разнообразные полочки, лестницы внутри помещений и многое другое. Также полированный камень очень часто применяется при облицовке цоколей и фасадов зданий.

Неочевидные сферы применения полировки – уличные ступени и крыльца. Это не самый удачный пример с точки зрения безопасности, ведь полировка под дождем и при холодной погоде будет очень скользкой, что сделает ее крайне травмоопасной. Тем не менее, несколько раз в год находятся заказчики, которые настолько впечатляются красотой природного камня, что готовы пожертвовать безопасностью в пользу внешнего вида. В помощь таким заказчикам приходят различные ухищрения – например, антискользящие полосы на ступенях, наносить которые можно разными способами, от которых будет зависеть внешний вид полос.

Следующая фактура, в изобилии существующая в нашей жизни – термообработка.

Камень в такой фактуре имеет шершавую поверхность, что делает его абсолютно безопасным в уличной эксплуатации – на шершавом камне затруднительно поскользнуться, даже если за бортом сильный минус или льет дождь как из ведра.

Отсюда вытекает первое очевидное применение термообработанного камня – это разнообразные ступени, плиты мощения – любые эксплуатируемые горизонтальные поверхности, на которые ступает нога человека.

Второе применение такого камня – это всё та же облицовка цоколей и фасадов (ведь есть заказчики, которым наоборот не нравится зеркальный блеск камня). Нет запрета на облицовку фасадов термообработанным гранитом – он будет чуть более неудобен в очищении два раза в год и не более.

Если провести рукой по поверхности термообработанного камня, ничего не случится. А вот если случайно зацепить такую поверхность локтем, то кожа поцарапается. Отсюда вывод – использовать термообработанный камень на фасонке (столешницы и подоконники) как бы можно, но никто этого не делает – некрасиво, травмоопасно, сложно вытереть разлитую жидкость и пр.

Обжигают камень с помощью газовой горелки. Это может быть как небольшая ручная горелка, которая позволяет обработать узкую поверхность (например, торец ступени), так и стационарная установка, работающая от баллонов с газом. В процессе обработки камня открытым огнем от поверхности камня отшелушиваются наиболее хрупкие составляющие, в ходе чего поверхность камня становится шершавой.

Подвергнуть термообработке можно только гранит, это связано с его физическими свойствами. При попытке обжечь мрамор или, скажем, кварцит, вы потерпите неудачу. Да и не все подряд граниты можно обработать огнем, и не на всех материалах эта фактура будет выглядеть красиво, а иногда под действием огня даже меняется цвет камня.

Следующая фактура – бучардирование. Эта фактура по сути своей является сестрой термообработки. Эффект шершавого камня получается точно такой же, но достигается несколько другим способом. Существуют приспособления, выглядящие примерно как мотоблок, только основной рабочий инструмент у них – бучарда. Это нечто вроде молотка для отбивания мяса. Одно из основных визуальных отличий бучардированного камня от термообработанного – у первого на поверхности будет равномерный узор из точек-вмятин, оставшихся от инструмента.

Есть отличия и в технологических процессах нанесения этих видов обработки. При воздействии огнем следует избегать обработки тонкого камня – 10 мм и с осторожностью 20 мм. Начиная с 30 мм, любой камень будет обжигаться без особых проблем (если только в камне нет внутренних трещин).

В случае с бучардированием на камень действует сила удара, что создает дополнительные риски для небольших толщин. Рекомендуется подвергать бучардированию камень не тоньше 50 мм, но, как и практически всегда, с натуральным камнем, необходимо рисковать и пробовать на практике. По аналогии с термообработкой, бучардированию, как правило, подвергают только гранит.

Роскошный antique, или попросту старение, состаривание – еще один способ обработки натурального камня. Отличается отсутствием зеркального блеска и очень приятными тактильными ощущениями. Подвергнуть старению можно любой натуральный камень, но в зависимости от типа камня старение наносится разными способами – щетками, кислотой, и т.д.

Состаренный камень прекрасно проявит себя в ванной комнате – из такого камня удобно делать душевые поддоны. Это нескользящая фактура, и не настолько травмоопасная, как термообработка. Другие сферы применения состаренного камня – фасонные изделия (столешницы, подоконники, камины, лестницы внутри помещений и пр).

Наиболее часто подвергают состариванию мраморы, т.к. именно их узор наилучшим образом раскрывается в этой фактуре.

Сестра состаренной фактуры – фактура, получаемая при обработке камня гидроабразивным оборудованием. Эта фактура в разных источниках может иметь названия Джет, Jet, Waterjet и тд. На поверхность камня направляется струя песка с водой и воздухом, и под огромным давлением эта смесь выбивает с поверхности камня наиболее слабые частички. Однако одновременно песок сглаживает грани выбитых частиц, и камень получается не таким шершавым, как при термообработке, а гладким и приятным на ощупь. Обработке гидроабразивом подвергают, как правило, граниты.

Сфера применения такой фактуры аналогична сфере применения antique.

Шлифовка – это промежуточная фактура. Как правило, шлифовкой убирают следы от инструмента после распиловки блока на слэбы. Крайне редко в обычной жизни используется шлифованный камень, однако если это огромные объемы (например, бордюры/поребрики в масштабе города, ступени в метро и т.д.), то зачастую камень поставляют на стройку именно в шлифованной фактуре, так как это наиболее финансово щадящая и максимально быстро наносимая фактура. Шлифовке, как и полировке, можно подвергнуть любой натуральный камень.

Скала или шуба – фактура обработки, которой можно подвергнуть исключительно гранит. Применяется только и исключительно для облицовки цоколей и фасадов, является одной из самых дорогостоящих фактур. Считается роскошной, монументальной, красивой, применяется в облицовке самых дорогих объектов строительства.

Имеет разные варианты исполнения – может быть с заколом или без закола. В силу технических характеристик имеет некоторые ограничения по итоговым габаритам деталей – размер одной детали в такой фактуре зачастую не превышает размер 200х400х(50...70) мм. Размер 300х600 потребует большей толщины заготовки, и будет стоить существенно дороже. Один из самых крупных размеров, когда-либо выполняемых с такой фактурой, составил 1200х1200 мм, потребовал заготовку толщиной 300 мм и стоил заказчику несколько сотен тысяч рублей за 1 квадратный метр.

Чем больше желаемый габарит, тем больше потребуется толщина заготовки и тем больше потребуется усилий при обработке, ведь заколка производится вручную. Когда заказчики слышат стоимость таких изделий, крайне редко они имеют желание считать большие размеры, и, как правило, останавливаются на стандартном 200х400 мм.

Еще одна из фактур – это лощение, или более простыми словами, недополировка. Еще более просто – полировка без зеркального блеска. Сфера применения схожа со сферой применения полировки.


Информационная статья подготовлена по материалам журнала «Slab» http://slab.express/  

Продолжение скоро в новом номере!